Новая газета: Надземный экспресс-страсти вокруг него раскаляются добела!

В "Новой газете" вышел материал о зреющей критической массе, связанной с этим проектом. Как всегда не обошли мимо и нашу позицию и предпринимаемые действия.

Семь верст не крюк

«Надземный сабвей» существует пока только в черновиках, а страсти вокруг него раскаляются добела

Пять, как сейчас модно говорить, консорциумов вышли в финал конкурса на создание надземного экспресса в Петербурге. Битва за первое место предстоит жесткая и многотрудная. А митинги, пикеты и прочие выступления наших земляков, протестующих против нового вида городского транспорта, проходят меж тем сплошной чередой: только позавчера состоялась акция на проспекте Ветеранов, а уже сегодня намечена еще одна, на площади Конституции. «Нужно, чтобы мы перешли от эгоизма нескольких домов к учету интересов всего города», — высказалась по этому поводу губернатор Валентина Матвиенко.
mit
Митинг в Красносельском районе, 17 мая

   А мимо окон пролетают поезда
   «Несколько» — понятие, конечно, растяжимое. Если считать адреса, указанные в обращениях и письмах, которые поступают к нам в редакцию целыми пачками, в бумажном и электронном виде (и все — с просьбой опубликовать), то их определенно немало.
   Проспект Ветеранов, улица Лени Голикова, Дунайский проспект. Номера домов занимают не одну строчку, подписи — не один лист. ТСЖ «Лиговский каскад», организация «Нет надземному экспрессу»... А то и вообще: «Мы, жители Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского и Петродворцового районов — против...» И в каждом опусе, страница за страницей, жители перечисляют конкретные претензии, предъявляемые ими к скандальному проекту.
   Прежде всего людей пугает непосредственная близость трассы к жилой застройке: надземная рельсовая дорога пройдет, считай, прямо под их окнами (на расстоянии 10–20 метров от стен домов, на уровне 4–5-го этажа). «А значит, возрастет уровень вибрации и электромагнитного излучения при эксплуатации экспресса; ухудшится освещенность в квартирах; увеличится психологическая нагрузка от шума и мелькания вагонов, проносящихся мимо каждые три минуты...» — полагают авторы одного из писем.
   Липовые аллеи и полоски газонов вдоль трассы придется уничтожить; будет вырублена часть Полежаевского парка и многострадального парка Александрино. Кроме того, «строительные работы могут привести к выходу из строя коммуникаций, появлению трещин в фундаментах и стенах жилых домов», а стоимость квартир в этом районе, по оценке независимых экспертов, упадет минимум на треть.
   Но главный довод противников экспресса — то, что все эти жертвы и тяготы — ради общего блага можно было бы и потерпеть! — окажутся напрасными.

   Надземка, парадоксов друг
   «Данный проект не только не решит транспортных проблем южных районов города, а, наоборот, усугубит их в связи с повышением пассажиропотоков станций метро «Проспект Ветеранов» и «Звездная» — звучит рефреном во всех заявлениях, независимо от тональности и стилистики.
   По мнению петербуржцев, изучивших проект вдоль и поперек, надземная трасса устроена таким образом, что «перераспределяет пассажиропотоки с менее нагруженных станций метро на самые загруженные — особенно «Проспект Ветеранов». При этом, если встать на точку зрения жителей, ситуация парадоксальная. С одной стороны — коллапс из-за перегруза нескольких опорных точек метро. С другой — от остановки надземки до станции подземки, кроме двух случаев («Обухово» и все тот же «Проспект Ветеранов»), придется идти пешком — от трехсот метров до километра (а расстояние между соседними остановками самого надземного экспресса — 2–2,5 км). То есть далеко и неудобно — какой смысл?.. Не говоря о том, что у НЭ отсутствуют пересадочные узлы с железнодорожными линиями Ораниенбаумского, Красносельского, Лужского (Гатчинского), Пушкинского направлений.
   «Мы, жильцы дома 130 по проспекту Ветеранов, считаем надземный экспресс не соответствующим требованиям как здравого смысла, так и обычной человеческой нравственности, — гласит еще одно обращение. — Так, например, на схеме, которая демонстрируется на общественных слушаниях, отсутствует наш дом и дом по проспекту Ветеранов, 122. Но эти здания построены еще в 2004 году. Как мы можем доверять проектировщикам, если даже карты, которыми они пользуются, устарели на четыре-пять лет?!»

   Вагончик тронется, а ВИП останется
   Дальше с помощью математических выкладок граждане опровергают тезис о том, что, дескать, надземный экспресс имеет преимущества по сравнению с обычным метрополитеном по стоимости строительства.
   «В только что принятой программе развития петербургского метрополитена до 2020 года средняя стоимость строительства одного километра подземных путей равна 5 млрд рублей, — объясняют авторы. — Действительно, кажется, что надземная дорога дешевле: 29 млрд на 30 километров маршрута. Но обычное метро позволяет осуществлять перевозки с интенсивностью до 60 тысяч человек в час, в то время как из буклета «Надземный экспресс» мы узнаем, что поезда НЭ рассчитаны на перевозку до 17 тысяч человек в час, и то в период максимальных загрузок... Мы видим, что расходы в пересчете на одного пассажира примерно равны, но на деле строить традиционное метро гораздо более рационально. Загрузка в 60 тысяч пассажиров в час достигается на Кировско-Выборгской линии метро уже сразу после станции «Автово», в то время как надземный экспресс будет работать по максимуму только в окрестностях станции метро «Проспект Ветеранов»... О какой перевозке даже 15 тысяч человек в час можно говорить в районе Стрельны, если все население там не составляет и 20 тысяч? И почти все эти люди живут на расстоянии более двух километров от конечной остановки НЭ!»
   Возможно, проектировщики рассчитывали, что «надземным сабвеем» будут пользоваться ВИПы для поездок в Константиновский дворец?

   Жемчужные виражи
   По версии инициативных петербуржцев, скоростной надземный маршрут в районе Балтийской жемчужины также не выдерживает никакой критики: «35 тысяч человек, которые будут там проживать, очевидно, ввиду своего не самого худшего материального положения предпочтут автомобиль. Заставить их передвигаться общественным транспортом можно только с помощью создания невыносимой дорожной ситуации (перманентных пробок. — Авт.) в районе проспектов Стачек и Маршала Говорова. При этом основной пассажиропоток из Балтийской жемчужины будет сосредоточен по направлению к центру города, а вовсе не в Купчино и Обухово, как, наверное, думают проектировщики. По их мысли, желающий попасть надземным экспрессом в центр вынужден будет делать около семи километров крюка!»
   Короче, прогноз большинства обратившихся в редакцию читателей таков, что поезда на эстакадах обречены ходить полупустыми. И добиваться их заполняемости будут репрессивными методами, сокращая число автобусов-троллейбусов и избавляясь от ловких и удобных (хотя и небезопасных, само собой) маршрутных такси.

   Рельсы — к трапу
   Однако обвинять граждан в тотальном неприятии «скоростного трамвая» как такового было бы несправедливо. По крайней мере, часть из них предлагает свои, не лишенные логики, альтернативные варианты осуществления идеи фикс: Пулково, Шушары — вот где, по мнению большинства оппонентов нынешнего проекта НЭ, действительно нужен новый рельсовый транспорт. Или, скажем, пустить экспресс по Петергофскому шоссе, от Балтийской жемчужины к запланированной станции метро «Казаковская». А также провести линии по проспекту Народного Ополчения, подводя остановки к станциям железной дороги Лигово и Дачное, или проложить рельсы по берегу Финского залива... Есть и более радикальные предложения: перекинуть мост через залив в центральную часть города (как через озеро Онтарио в Канаде) или пробить тоннель из Краносельского района в Купчино (как в Швейцарии через Альпы).
   А вот самый компромиссный вариант: там, где нет жилья пусть экспресс идет по земле, а там, где стоят жилые дома, — под землей.
   «Начало реализации проекта НЭ, безусловно, приведет к росту общественного недовольства, вплоть до акций гражданского неповиновения», — не сомневаются составители одного из писем. Пишут, разумеется, не только нам, и не однажды — достаточно взглянуть на имена файлов: «Миронову-3», «Путину-2»...
   «Проекты развития городской инфраструктуры, на наш взгляд, требуют взвешенности и осторожности. Мы достойны, чтобы на нас не экономили. Недаром даже Владимир Владимирович Путин отметил, «что проекты могут быть амбициозными, но они не должны нарушать условия проживания людей» и что «забота о человеке — самое главное, и этим мы должны заниматься каждый день!» — приводят последний аргумент эгоистичные противники транспорта XXI века.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Саши КУЛЕБЯКИНА

   Официально
   «По проектным материалам «Обоснование инвестиций сооружения линии нового вида пассажирского автотранспорта «Надземный экспресс» Управлением Роспотребнадзора по Петербургу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии требованиям действующих санитарных норм и правил».

   Крик души
   «Последнее время часто ловлю себя на мысли, что живу как-то тревожно и подавленно. Как пройду по своему родному проспекту Ветеранов, на котором прожила 37 лет, как вспомню, что скоро над нашими головами будет мотаться экспресс — так жить не хочется!
   Как могла подобная идея родиться в здравых умах наших градоначальников?! Зачем в столь узкий густонаселенный проспект, на расстоянии 10–12 метров от домов, пытаться втиснуть скоростную трассу?
   Потоком идут обращения, письма от жителей во все мыслимые и немыслимые инстанции. Но… нас обходят молчанием. Говорить-то уже нечего: все проплачено; да и страшновато: ведь эстакадный трамвай нарушит условия проживания около 30 тысяч человек, подорвет их здоровье, раньше времени сократит их жизнь.
   «Вы знаете, экспресс — это же здорово!» — утверждают чиновники, знакомые, прохожие. Но на вопрос: «А если перед вашими окнами?» — пугаются: «О нет, только не это!» За что же нам такой подарок?
   В печати, на радио, телевидении постоянно звучит: «Поставить социальную политику выше, чем экономическую!» Вот и наш губернатор о нас позаботилась, приклеив ярлык «эгоистов»...
   Молчит прокуратура города, куда подано немало заявлений.
   Молчит уполномоченный по правам человека. Да и понятно, ему тоже нелегко приходится: на одной чаше весов — наши права, а на другой — деньги за проект — вот и выбирай…
   И почему так тревожно на душе? А потому, что в последнее время нас окружают ложь, фальшь, несоответствие слова и дела, продажность, алчность. И все это называется одним емким словом: «забота».

Татьяна Михайличенко, жительница Кировского района

http://www.novayagazeta.spb.ru/2008/35/2/