Листинг состоявшейся передачи о надземном экспрессе.

Передача была построена так, что Игорь Данилов находился вне основной студии, где сидели его оппоненты, что не позволяло  ему пресекать вклинивания в его речь. Удивила ведущая 5 канала Инна Карпушина, при существующем расположение канала к правительству Спб, она достаточно объективно приводила разговор надземных деятелей к проблемам жителей окнами на эстакаду.

После выслушивания объяснений директора проектного института, тревога что проект сырой возросла...

Надземный экспресс в Санкт-Петербурге

 

Ведущая: Инна Карпушина.

Гости: Игорь Данилов, лидер движения "Нет надземному экспрессу"; Александр Солодкий, генеральный директор Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры; Владимир Фёдоров, председатель регионального общественного движения "Петербуржцы - за общественный транспорт". 

И. КАРПУШИНА: Строительство надземного экспресса, который должен соединить южные районы Петербурга с восточными, а в перспективе – обойти город вокруг и взять на себя функции кольцевой линии метро – вызывает жестокие споры. Адекватны ли потери, которые понесут жители районов, через которые пройдет экспресс, тем преимуществам, на которые пока только рассчитывают проектировщики? Способен ли надземный экспресс изменить транспортную ситуацию и есть ли у него альтернатива? Что вы думаете об этом? Мы работаем в прямом эфире. Ждем ваших звонков и сообщений на сайт.
Красивой игрушкой городских властей называют проект надземного экспресса его противники. Об эффективном управлении транспортными потоками говорят авторы и сторонники. Шум превышает допустимые нормы, а жилье, мимо которого пройдет экспресс, падает в цене. Надземный экспресс довезет до аэропорта, где никогда не будет станции метро, а строительство экспресса в принципе обойдется в 4 раза дешевле, чем строительство подземки. Кто прав? Кто виноват? Каковы реальные выгоды и потери? Поговорим сегодня с нашими экспертами. Сегодня это проектировщик надземного экспресса, генеральный директор Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Александр Солодкий; противник проекта, лидер движения "Нет надземному экспрессу" Игорь Данилов и сторонник проекта, председатель регионального общественного движения "Петербуржцы - за общественный транспорт" Владимир Фёдоров. Добрый вечер, Александр Иванович. Здравствуйте, Игорь Юрьевич. Здравствуйте, Владимир Александрович.

А. СОЛОДКИЙ:  Добрый вечер.

И. ДАНИЛОВ: Здравствуйте.

В. ФЕДОРОВ: Здравствуйте.

И. КАРПУШИНА: В самом начале программы я хотела бы разобраться, собственно, в чем предполагаемые плюсы и минусы будущей трассы. Поэтому, Александр Иванович, Вас попрошу в двух словах сказать, где пройдет надземный экспресс.

А. СОЛОДКИЙ:  Ну, в первую очередь надземный экспресс проходит от «Балтийской жемчужины», по проспекту Ветеранов до метро «Проспект Ветеранов» и далее проходит до метро «Обуховская».

И. КАРПУШИНА: Я уточню – вдоль трассы Петергофского шоссе или…?

А. СОЛОДКИЙ:  Нет, по проспекту Ветеранов. В процессе разработки рассматривались варианты – Ленинский проспект, Петергофское шоссе и Ветеранов. На основе сравнения был выбран вариант именно по проспекту Ветеранов. Дает наибольший эффект.

И. КАРПУШИНА: Хорошо, хорошо. Владимир Александрович, насколько я понимаю, Вы проект поддерживаете? Но у меня к Вам вопрос: ну почему, не тратя лишних денег, а очевидно, что такое масштабное строительство – дело затратное, просто не модернизировать существующую транспортную сеть. Тем более что она в этом районе, на юге, юго-западе города, достаточно разветвленная?

В. ФЕДОРОВ: Ну, дело в том, что модернизируя сеть, мы действительно получим сеть только в этом районе. А надземный экспресс предусматривает за собой строительство сети по всему городу. Ведь то, что нам сейчас озвучил представитель проектировщика – это только первая очередь, первый участок. В дальнейшем планируется, что экспресс пойдет как по всему городу, так и в города-спутники. Поэтому мы не сможем просто реконструкцией простой надземной сети общественного транспорта добиться того эффекта, который нам дает надземный экспресс.

И. КАРПУШИНА: Ну, просто, поскольку споры возникают среди жителей, живущих именно в том районе, может быть и начинать надземный экспресс где-то в другом месте. Ну, хорошо. Мы об этом поговорим подробней чуть попозже. Игорь Юрьевич, но ведь проблема перемещения по городу действительно существует.

И. ДАНИЛОВ: Безусловно.

И. КАРПУШИНА: И она особенно острая, кстати, ну, особенно, не особенно, но очень острая, действительно в районе с юга, юго-запада города на восток. Вы сами-то, когда последний раз ездили в этом направлении?

И. ДАНИЛОВ: В каком направлении? С запада на восток?

И. КАРПУШИНА: Вот с юга на восток.

И. ДАНИЛОВ: С юга на восток давно не ездил по той простой причине, что мне там просто нечего делать в Обухово. Я могу сказать, что проектировщик предоставил нам очень интересные цифры, которые связаны с планируемым пассажиропотоком.

И. КАРПУШИНА: О цифрах чуть попозже. Да, жалко, что Вы вот выступаете против, а не ездили. Но чтобы наши рассуждения не были голословными, Даниил Ронжин сегодня проехал по маршруту. Давайте посмотрим, что у него поучилось.
Спасибо Даниилу. Игорь Юрьевич, я Вас попрошу прокомментировать то, что мы сейчас увидели. Вот всерьез.

И. ДАНИЛОВ: Замечательный сюжет. Я могу объяснить, почему он не мог найти маршрутку. А по той одной простой причине, что пассажиропотока между проспектом Ветеранов и Обухово – его нет. Поэтому даже коммерсантам с этими маленькими крохотными автобусами нечего там делать. Они будут просто нерентабельны.

В. ФЕДОРОВ: Я не согласен сразу с Игорем Юрьевичем. Поскольку дело в том, что нет пассажиропотока, а если маршрутка ехала от проспекта Ветеранов только до Купчино 50 минут в один конец, Вы можете себе представить сколько надо маршруток коммерческому перевозчику, чтобы он мог заполнить, скажем так, весь путь маршрутками с нормальным интервалом. Естественно, они ходят вот такими огрызочками.

И. КАРПУШИНА: Нет, я соглашусь. На самом деле, проще потратить время на метро, конечно, со всеми пересадками, чтобы добраться до Обухово, «Пролетарской», чем по земле.

А. СОЛОДКИЙ:  Съездить в центр и вернуться из центра.

И. ДАНИЛОВ: Ну, тот же самый институт предоставляет нам данные по поводу планируемого пассажиропотока наземного маршрута.

И. КАРПУШИНА: А вот сейчас давайте спросим тогда. Александр Иванович, действительно, хочется услышать какие-то более весомые аргументы, чем эмоциональные. Наверное, Вы просчитывали и будущий пассажиропоток. Можете сейчас назвать, не знаю, какие трассы, вот просто назвать – вот эта разгруженная. Будьте добры.

А. СОЛОДКИЙ:  Пожалуйста. Значит, естественно, все эти решения принимались на основе расчетов, прогнозов.

И. КАРПУШИНА: Давайте сразу к цифрам.

А. СОЛОДКИЙ:  К цифрам, пожалуйста. На первой очереди, подчеркиваю – на первой очереди, да, цифры от 4 до 14-15 тысяч пассажиров в одном направлении.

И. КАРПУШИНА: Это за какой промежуток времени?

А. СОЛОДКИЙ:  Час. Это часовой поток.

И. КАРПУШИНА: От 4 до 14?

А. СОЛОДКИЙ:  От 4 до 14. На разных перегонах по-разному. Естественно, у проспекта Ветеранов побольше, на концах маршрута поменьше. Но далее при развитии надземного экспресса, когда у нас на запад он идет до Наукограда, и мы свяжем Петродворец. Я думаю, не надо комментировать, насколько вырастет поток. И сейчас уже прорабатывается на восток ветка до Гражданского проспекта, и у нас загружается, соответственно, восточная часть. Этот пассажиропоток существенно возрастет. И когда идут аргументы о провозной способности, я просто уже слышал эти аргументы…

И. ДАНИЛОВ: Я предлагаю вернуться к Обухово, к обсуждению пассажиропотока в Обухово, поскольку у нас сюжет был об Обухово.

И. КАРПУШИНА: Сейчас. Я, Игорь Юрьевич, хочу услышать, что разгрузится все-таки.

А. СОЛОДКИЙ:  Значит, что разгрузится. Ну, по Обухово я могу ответить. Там поток порядка 4-5 тысяч. Это вполне нормальный пассажиропоток для сегодняшнего дня. После подключения восточной ветки он в 1,5-2 раза вырастет. И мы будем иметь нормальный пассажиропоток. Что разгрузится? У нас сегодня этот пассажиропоток провозит порядка 120 маршрутов коммерческого транспорта.

И. КАРПУШИНА: Меня интересуют пробки.

А. СОЛОДКИЙ:  Значит, пробки. На проспект Ветеранов у нас уменьшится нагрузка. По всей вот трассе маршрута мы вместо большого количества наземного транспорта в виде «Газелей» и коммерческих автобусов малой вместимости, получим быстрый скоростной надземный экспресс.

И. КАРПУШИНА: Да, но, если я не ошибаюсь, Игорю Юрьевич, поправьте меня, если я не права, но противники экспресса говорят о том, что возникнет дополнительная нагрузка на станцию метро «Проспект Ветеранов», которая уже сейчас является просто, уже сейчас перегружена.

А. СОЛОДКИЙ:  Понятно. Сегодня в нее уже не войти. Правильно. Слышали мы этот аргумент и этот аргумент…

И. КАРПУШИНА: Он Вас не убеждает.

А. СОЛОДКИЙ:  Не то, что не убеждает, он учтен и учтен в расчетах.

И. КАРПУШИНА: Каким образом?

А. СОЛОДКИЙ:  Значит, первое. Давайте так понимать – те люди, которые ехали на проспект Ветеранов, они на наземном экспрессе тоже поедут на эту же станцию, они просто пересядут с маршруток и будут с большим комфортом. И далее у нас предусмотрено развитие надземного экспресса в сторону Ленинского проспекта к будущей станции метро «Казаковская». И если не будет еще реализации вот этого направления, то юго-запад у нас вообще просто встанет. С учетом того градоразвития, которое предполагается. Там предполагается больше 150 тысяч еще…

И. КАРПУШИНА: Встанет, встанет. Игорь Юрьевич?

И. ДАНИЛОВ: Значит, сразу же по пунктам. Первый сюжет по Обухово. Они планируют там пассажиропоток, грубо говоря, совершенно ничтожный. Это максимум от улицы Счастливая до Предпортовой – это 5800 тысяч человек. Дальше все меньше. Существует СНиП, троллейбусные, трамвайные линии, которые предполагают пассажиропоток для скоростного трамвая, так называемого, то есть, для проекта, который в десятки раз дешевле надземного экспресса, на уровне не менее 7000 человек в час. Для обычного трамвая не менее 5000 человек в час. Таким образом, мы имеем следующую замечательную картину. Мы на участке от проспекта Ветеранов до Обухово имеем чрезвычайно затратный проект с пассажиропотоком, которого недостаточно даже для существования обычного трамвая. Это обычный автобусный маршрут.

В. ФЕДОРОВ: Я хочу прервать Игоря Юрьевича. Он опять говорит об Обухово как о конечной станции. Он не смотрит в будущее, что дальше линия пойдет опять. У нас с вами не хватает кольцевой линии метро. У нас нет с вами скоростного транспорта в хордовых направлениях. Он рассматривает только конкретный первый участок. Естественно, что обоснования по нему были предоставлены именно вот по этому участку.

И. ДАНИЛОВ: Господа, господа, чем дальше в лес, тем толще партизаны, как говорится. Дальше там будет еще хуже. Там надземный экспресс дальше дублирует между собой ветку метрополитена. То есть, идет от Обухово к станции метро «Ломоносовская». Какой там пассажиропоток будет? Там пассажиропоток будет небольшой, потому что там метро-то не загружено.

В. ФЕДОРОВ: Игорь Юрьевич, на Московской трамвай дублирует Московско-Петроградской линию метро.

И. КАРПУШИНА: Так, так, так. Уважаемые коллеги, чтоб не превращать это все в перебранку давайте поотвечаем на вопросы будущих пассажиров и сделаем это сразу после рекламы. Не переключайтесь.
«Петербургский час». Обсуждаем будущее надземного экспресса. Давайте прямо сейчас  будем отвечать на звонки телезрителей. Алло, здравствуйте. Как Вас зовут?

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна.

И. КАРПУШИНА: Ваш вопрос, Татьяна.

ЗВОНОК: Мой вопрос. Я хотела спросить – господин Федоров, согласен ли он жить с экспрессом в 10 метров от своих окон? Это спрашивают жители проспекта Ветеранов, жители 130-го дома, 110-го, 76-го, 108-го, 78-го, 53-го. Я говорю от имени всех жителей.

И. КАРПУШИНА: Татьяна, спасибо. Давайте потратим время, чтобы услышать ответ. Ну, я думаю, что не только Владимир Александрович…

В. ФЕДОРОВ: Ну, можно я тогда отвечу, раз адресовали мне. Я сейчас живу рядом с оживленной магистралью, от которой шума гораздо больше, чем будет от надземного экспресса. Это во-первых. Во-вторых, 10 метров – довольно странная цифра. Лично я нигде не слышал и не видел такой цифры.

И. КАРПУШИНА: Сейчас секундочку. Александр Иванович, какое расстояние?

И. ДАНИЛОВ: 15 метров на самом деле там.

А. СОЛОДКИЙ:  Значит, 20 метров по нормативам, минимально 18 метров…

И. ДАНИЛОВ: До осевой.

А. СОЛОДКИЙ:  Не до осевой, а до головки рельса. Не надо путать. Значит, 18 метров, расстояния эти выдерживаются. И Вы прекрасно понимаете…

И. КАРПУШИНА: А Вы считаете, это достаточно вообще, даже 20 метров?

А. СОЛОДКИЙ:  Это расстояние достаточно.

И. КАРПУШИНА: А что – увеличить его было невозможно?

А. СОЛОДКИЙ:  Увеличить его невозможно без сужения проезжей части проспекта Ветеранов. Все очень детально, досконально, по метру проходили всю трассу. И она полностью соответствует тем нормативам, которые требуются.

И. КАРПУШИНА: Так, ответ получен. Еще один звонок. Здравствуйте. Как Вас зовут?

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна.

И. КАРПУШИНА: Ваш вопрос, Татьяна.

ЗВОНОК: Ну, вот у меня сын работает в Обухово, и тоже очень много времени затрачивает на дорогу. И тоже очень тяжело как бы выбраться вот.

И. КАРПУШИНА: А как часто ездит?

ЗВОНОК: Каждый день ездит на работу. И затрачивает практически 2 часа на дорогу.

И. КАРПУШИНА: Сейчас как, на чем ездит?

ЗВОНОК: Ну, вот он ездит, допустим, на маршрутке, потом на метро.

И. КАРПУШИНА: А сами живете…?

ЗВОНОК: В Красном Селе.

И. КАРПУШИНА: Но от Вас далеко пройдет экспресс? Вы сами как относитесь к тому, что…

ЗВОНОК:  Ну, вот он пойдет ну как бы по Ветеранов, да, как планируете?

И. КАРПУШИНА: Да, да.

ЗВОНОК: А, допустим, вот в Красное Село что-то планируется? Раньше как-то говорилось, что что-то будет в Купчино из Красного Села, и как бы, а сейчас…

И. КАРПУШИНА: Нет, Вы поддерживаете то обстоятельство, что надземный экспресс пройдет мимо окон Ваших соседей, если не Ваших лично, но зато в Обухово? Вас это не смущает?

ЗВОНОК: Ну, в принципе, нет. Но как бы вот в связи с транспортом, конечно, нам лучше бы, чтобы была развязка.

И. КАРПУШИНА: Понятно. Игорь Юрьевич, как быть? Кому-то удобно. Может, развитие транспортной сети все-таки действительно приоритет?

И. ДАНИЛОВ: Господа, всегда есть две точки любые, какая-нибудь маленькая деревушка одна, а вторая деревушка другая. Между ними всегда найдется один человек, которому очень интересно построить там монорельс, надземный экспресс между деревнями.

И. КАРПУШИНА: Вы думаете, Татьяна одна?

И. ДАНИЛОВ: А мы опять адресуемся к схемам пассажиропотока. Мы видим, что они ничтожны.

А. СОЛОДКИЙ:  Можно ответить тогда? Первое – я хотел бы обратить внимание, что путаются, когда ссылаются на нормативы: провозная способность и требуемый пассажиропоток. В нормативах дана провозная способность этих пассажирских видов транспорта, в частности трамваи, да, которые варьируются в зависимости от того состава – от 6 до 12 тысяч это может быть. Но это исходя из расчета 5 человек на квадратный метр. Вот набились все – вот это может быть провезено. И совершенно другая скорость сообщения. И пассажиропоток.

И. КАРПУШИНА: Александр Иванович, но вопрос в другом.

А. СОЛОДКИЙ:  Секундочку. Вот. И пассажиропоток, который даже для первой очереди, да, совершенно верно, он на восточной ветке не очень большой, но он вполне достаточный, и экономически оправдан. Это все рассчитано экономически для провоза…

И. ДАНИЛОВ: Я еще хочу сказать, что планируют поток в Стрельне 800 пассажиров в часы пик.

И. КАРПУШИНА: Давайте мы дослушаем Александра Ивановича. Ладно?

А. СОЛОДКИЙ:  Помимо пассажиропотока в Стрельну, когда мы доводим с Вами, дойдет ветка до Наукограда…

И. КАРПУШИНА: Он увеличится?

А. СОЛОДКИЙ:  У нас с Вами будет, увеличится более чем в 5 раз.

И. КАРПУШИНА: Ну, то есть правильно я суммирую, где-то будет не очень много, а где-то очень много?

А. СОЛОДКИЙ:  При полном развитии пассажиропоток более чем достаточный. Но мы имеем в 2,5 раза больше скорость движения людей и сообщения, и другой совершенно комфорт.

И. КАРПУШИНА: Да, меня только смущает, что все равно мы как-то очень легко относимся к проблемам тех, мимо чьих окон пройдет поезд. Давайте звонок послушаем.

И. ДАНИЛОВ: Планируемая средняя скорость 35 километров в час. Это ниже скорости метрополитена.

И. КАРПУШИНА: Звонок давайте послушаем. Алло, здравствуйте. Как Вас зовут?

ЗВОНОК: Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Я живу рядом со станцией метро «Звездная», на Дунайском. У нас кроме метро, которое идет до Купчино, есть еще и железнодорожная ветка, которая тоже нас как транспорт вполне устраивает. А экспресс должен проходить прямо вот по Дунайскому проспекту под нашими окнами. Несмотря на то, что говорят, что санитарные нормы соблюдаются, уже сейчас невозможно открыть окна, хотя не на нижних этажах живу. Потому что шум и грязь, та, которая существует сейчас на Дунайском, уже запредельна. Просто вот. Но вот рядом с нами нецелесообразность этой ветки мимо нашего дома очень даже смущает. Рядом с нами есть промзона Шушары. И масса людей приезжает на «Звездную» только лишь для того, чтобы в эти Шушары уехать. И перегруженность транспортом – просто ни парковаться невозможно, ни пройти, ни проехать такая… ну все знают, что там, на Дунайском делается.

И. КАРПУШИНА: Так Вы чего опасаетесь – что будет больше пыли или не проехать будет?

ЗВОНОК: Я просто не понимаю, для чего, для жителей двух домов, мимо этих наших двух домов идет эта ветка, больше никто не будет пользоваться. Вот еще один строящийся дом стоит. Что бы пустить ее через промзону Шушары в Кучпино? Зачем вот нам это дублирование, третье дублирование транспорта, третья нагрузка. Еще и третий транспорт, кроме железной дороги, метро. Там еще надземный экспресс  бесполезный.

И. КАРПУШИНА: Спасибо. Времени осталось мало. Давайте послушаем ответ.

А. СОЛОДКИЙ:  Значит, и метро, и железная дорога имеют радиальное направление, как и весь наш метрополитен – от окраин к центру. Если Вы посмотрите – надземный экспресс, вся идея его в том, сделать дуговую связь по периферии города. Он принципиально другие пассажиры будут, принципиально другой пассажиропоток. По нагрузке давайте четко, чтобы было понятно. При вводе надземного экспресса наоборот и шумовая нагрузка, и выбросы уменьшатся, и я готов это показывать с расчетами, со всеми выкладками и так далее.

И. КАРПУШИНА: Вот мне интересно – а с людьми кто-нибудь разговаривает вообще? Вот Вы сейчас произносите вещи, которые совершенно очевидно не произносятся на тех собраниях, которые люди организуют, обсуждая экспресс.

А. СОЛОДКИЙ:  На собраниях это произносится. И, извините, я тогда два слова. Проводились социологические опросы. Причем доскональные – на остановках по будущей трассе надземного экспресса. 85% жителей, которые стояли на этих остановках, высказались за то, что они будут пользоваться надземным экспрессом.

И. КАРПУШИНА: Ну, видимо, это  те, кто живет чуть дальше. Есть звонок. Алле, здравствуйте. Как Вас зовут?

ЗВОНОК: Меня Сергей Васильевич звать.

И. КАРПУШИНА: Сергей Васильевич, Ваш вопрос.  Коротко только.

ЗВОНОК: Я всегда удивляюсь. Вот слушаю. Вот Данилов стоит – он вообще нигде, что ли не бывал? Как у нас проспект Огородникова, Измайловский – там вообще тротуар, проезжая часть рядом с домами. Я, например, был в Гамбурге и ездил на этом экспрессе надземном. Да, улицы там узкие, так же, как и в Питере. Но никто не жалуется. Нормально идет он на уровне 3-4 этажей проходит.

И. КАРПУШИНА: Да, спасибо. Но это не вопрос, это, скорее, реплика.

И. ДАНИЛОВ: Я не могу не ответить.

И. КАРПУШИНА: Игорь Юрьевич, сразу после нашего сюжета о том, что идея скоростного надземного транспорта в Петербурге как минимум не нова, напомнит Борис Гершт. Давайте посмотрим.
Спасибо Борису Иосифовичу. Игорь Юрьевич, прокомментируйте, пожалуйста, и звонок, и, может быть, то, что мы видели.

И. ДАНИЛОВ: Господа, я тоже не отрицаю того факта, что современные технологии позволяют трамвай очень тихим, на уровне обычного легкового автомобиля.

И. КАРПУШИНА: В чем Ваша главная претензия? Сформулируйте, пожалуйста.

И. ДАНИЛОВ: Главных по большому счету несколько. Но в первую очередь – потому что, мы уже говорили, что речь идет по большому счету о красивой игрушке чрезвычайно дорогой с плохоньким пассажиропотоком.

И. КАРПУШИНА: То есть, Вы считаете деньги?

И. ДАНИЛОВ: Не только. Я не только считаю. Есть у нас группа смольнинских романтиков, которые говорят, что этот надземный экспресс будет такой же, как на Западе, такой же тихий и бесшумный. А есть группа реалистов, местных жителей, которые понимают, что очень часто у нас намерения отличаются…

А. СОЛОДКИЙ:  Можно я прокомментирую?

И. КАРПУШИНА: Игорь Юрьевич, немножко некорректное сравнение. Так сказать, там – принимающие решения романтики, а жители-то – вот они как раз все знают. Александр Иванович, да.

А. СОЛОДКИЙ:  Извините, пожалуйста. Для того, чтобы вот мы не только романтиков слушали. Чтобы такие романтические мечты воплощались в жизнь. Идет конкурс, в котором принимают участие, на сегодняшний день прошли отбор 5 ведущих мировых производителей подвижного состава.

И. КАРПУШИНА: Например?

А. СОЛОДКИЙ:  «Бомбардия», «Сименс», «Альстом», «Шкода» и «Мицуи».

И. КАРПУШИНА: Ну, то есть, они действительно, может быт, у нас-то сделают не хуже, чем в Гамбурге. Нет, Игорю Юрьевич?

А. СОЛОДКИЙ:  Вот именно такой подвижной состав будет ходить на будущем надземном экспрессе. Какой именно, вот покажет конкурс. Тот, кто даст наиболее экономически выгодное и технически красивое решение. Он и будет работать на надземном экспрессе. Можно добавлю еще два слова, что мы рассматриваем надземный экспресс как только первый шаг, который позволит и весь наш трамвай превратить в современный…

И. КАРПУШИНА: Это уже дело будущего. Меня все равно смущает то обстоятельство, что мы совершенно не готовы услышать тех людей, которым неудобно и не готовы вступать с ними в диалог, не готовы предложить им какие-то компенсации за их неудобства, но, думаю, что мы будем еще возвращаться к теме этого разговора. К сожалению, время на сегодня вышло. «Телекурьер» сразу после рекламы.